Главная » Статьи » Мои статьи |
Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию – музыкальной деятельности, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей; создать условия для открытия детьми новых знаний. Задачи: Развивающие: - Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; - Продолжать развивать способность к свободным импровизациям в музыкально-ритмических движениях, тембровый слух, воображение; - Развивать умение петь открытым голосом, без напряжения и крика, прислушиваясь к друг другу; - Развивать у детей звуковысотный слух, средствами музыкально-дидактической игры « Где мои детки?». - Развивать у детей представление о трехчастных пьесах. Образовательные: - Совершенствовать вокальные, игровые и танцевальные навыки. Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность, активность; - Воспитывать уважительное отношение к товарищам во время личных суждений, ответов на занятиях по музыкальной деятельности; - Воспитывать интерес к подготовке праздничных концертов для родителей. Материалы и оборудование: Фортепиано, магнитная доска, магниты, указка, репродукция портрета Л. Бетховена, карточка с изображением фортепиано, карточка с изображением рояля, карточка с изображением, синтезатора, карточка с изображением детского пианино, музыкальный центр, аудиозапись пьесы «Весело-грустно» Л. Бетховена, аудиозапись песни « Аист на крыше» муз. Д. Тухманова сл. А. Поперечного, ноты песни « Мой папа», муз. А. Комарова, Т. Рядчиковой, ноты пьесы « Улыбка» муз. В. Шаинского, ноты русских народных песен: «Ах, вы сени», «Яблочко», « Вдоль по улице метелица метет», « Как у наших у ворот», ноты марша « Смело товарищи в ногу!» муз. Д. Житомирского, карточки с изображением птиц: курицы, утки, воробья, цыплят, утят, птенцов воробья.
Ход занятия:
Дети под музыку « Улыбка» В. Шаинского входят в группу с воспитателем, присаживаются на стульчики.
М.р.: Здравствуйте, ребята. Дети: Здравствуйте. М.р.: Я очень рада приветствовать вас на музыкальном занятии. Я надеюсь, что время, которое мы проведем с вами сегодня вместе на занятии, принесет много радостных эмоций и мне, и вам! Сегодня нам предстоит выполнить очень важное задание: мы должны продолжать подготовку к приближающемуся празднику « Дню защитника Отечества», для того, чтобы провести концерт для наших любимых пап, дедушек и мальчиков. А еще, сегодня, вас будут ожидать очень интересные сюрпризы. Итак, мой первый сюрприз, но для начала давайте вспомним, как мы с вами сидим на музыкальном занятии. (Дети демонстрируют посадку при которой, их спины ровны, ноги уперты в пол, руки лежат на коленях). М.р.: Дети, вы уже знаете, что музыка умеет передавать любое настроение человека, а также все его чувства и переживания: спокойствие и волнение, радость и грусть. Я предлагаю прослушать пьесу, прослушанную нами ранее, « Весело-грустно», но перед тем, как мы начнем ее слушать, напомните мне, как зовут композитора пьесы? Дети: Людвиг ван Бетховнен. М.р.: Правильно, давайте еще раз посмотрим на портрет великого композитора Бетховена. (Педагог направляет внимание детей на магнитную доску, на которой прикреплена репродукция портрета Л. Бетховена.) (звучит аудиозапись пьесы Л. Бетховена « Весело-грустно») М. р.: Ребята, подскажите, пожалуйста, на каком музыкальном инструменте исполнялась пьеса? Дети: Фортепиано. М. р.: Напомните мне, к какому классу музыкальных инструментов относится фортепиано? Дети: семейство клавишных. М. р.: Ребята, а кто из вас сможет назвать музыкальные инструменты, которые относятся к семейству клавишных? Дети: Рояль, синтезатор, детское пианино. (При каждом правильном ответе педагог прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением клавишного инструмента: рояль, синтезатор, детское пианино.) М.р.: Ребята, подскажите мне, какой характер у пьесы: он был всегда одинаковым, или и менялся? « Весело-грустно» Дети: Сначала характер пьесы был веселым, затем поменялся и стал грустным, затем снова стал веселым. М.р.: Правильно дети, вначале пьесы музыка звучала весело, беззаботно, шутливо, (музыкальный руководитель включает фрагмент первой части пьесы) потом стала грустной и печальной. (Педагог включает фрагмент второй части пьесы) Но вот печаль прошла, и мы вновь слышим радостную, веселую музыку. (Включает третью часть пьесы) Итак, сколько раз менялся характер музыки? Дети: Три раза. М.р.: Значит, сколько частей в пьесе? Дети: Три части. М.р.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, точнее, представить себя пианистами. Дети покажите, как играет на фортепиано пианист? Дети: Имитируют движения игры на воображаемом фортепиано. М. р.: А сейчас покажите, как пианист играет веселую музыку? Дети: Имитируют отрывистые движения кистей рук. М.р.: А как пианист играет плавную, спокойную музыку? Дети: Имитируют волнообразные движения кистей рук. М.р.: Сейчас, ребята, я предлагаю вам встать на ноги возле ваших стульев, представить, что каждый из вас стоит возле синтезатора, приготовить руки для игры на инструменте, готовы? Дети: Да! (Педагог включает аудиозапись пьесы Л. Бетховена « Весело-грустно», дети выполняют соответствующие движения кистей рук, под определенную часть пьесы) М.р.: Молодцы дети, вы все справились с моим интересным заданием, а сейчас я предлагаю вам сесть на стулья. (Дети садятся) Напоминаю вам, ребята, о том, что на музыкальном занятии мы с вами должны сидеть с ровной спиной, ноги должны стоять устойчиво на полу, а руки лежать на коленях. В заключение беседы педагог еще раз показывает репродукцию портрета композитора, вместе с детьми проговаривает его имя, фамилию, название пьесы и составные части пьесы. М.р.: Дети, а сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаем на ноги, и слушаем внимательно те пьесы, которые я буду исполнять на фортепиано, под определенную музыку, вы должны будете придумать соответствующие движения танца или ходьбы, и показать мне. Проводится танцевальная импровизация « Придумай соответствующее движение под музыку». Исполняется марш Д. Житомирского «Смело товарищи, в ногу» – дети маршируют, русская народная пьеса « Ах, вы сени» - дети выполняют различные танцевальные движения, русская народная пьеса «Как у наших у ворот» - дети выполняют прыжки, русская народная пьеса «Яблочко» - дети приседают, и русская народная пьеса «Вдоль по улице, метелица метет» - дети восстанавливают дыхание. М.р.: Молодцы, ребята, каждый из вас проявил себя очень творчески и неповторимо, прошу вас, садится. (Педагог проговаривает детям правильную посадку: выпрямленная спина, упертые в пол ноги, руки, лежащие на коленях) М.р.: Ребята, у меня к вам появился вопрос, к какому празднику мы с вами сейчас готовимся? Дети: Мы готовимся, ко Дню защитника Отечества. М.р.: Ребята, а кого мы поздравляем в этот день? Дети: Пап, дедушек, братьев, мальчиков и всех мужчин. М.р.: А кто мне подскажет, какие сюрпризы мы готовим для наших пап, дедушек и мальчиков? Дети: Мы готовим в подарок для наших пап, дедушек и мальчиков, песню « Мой папа», стихотворения и танец « Аист на крыше». М.р.: Молодцы дети, но прежде чем мы начнем петь нашу песню, давайте немного распоемся, исполним попевку « Здравствуйте, как у вас дела?» Исполняется попевка в разных тональностях, в восходящем и нисходящем движении нот « Здравствуйте, как у вас дела?». М.р.: Молодцы, вы очень старались, а сейчас самое время исполнить песню « Мой папа». Предупреждаю, что во время пения, мы должны прислушиваться к голосу соседа, не кричать и не напрягать голосовые связки, а окончания слов стараться протягивать. Исполняется песня « Мой папа » муз. А. Комарова, сл. Т. Рядчиковой. Перед исполнением песни педагог проговаривает основные положения для пения: положение «сидя» - ровные спины, ноги, упертые в пол, и руки, лежащие на коленях (в таком положении дети поют песню один раз), и «стоя» - ровные спины, отведенные назад плечи, приподнятые головы, ровно стоящие ноги (в таком положении дети поют один, два раза, в зависимости от качества исполнения) М.р.: Молодцы, ребята, а сейчас я прошу вас присесть на стулья (педагог проговаривает правильную посадку для детей). М.р.: Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз – музыкально-дидактическую игру « Где мои детки?», сейчас я раздам некоторым детям карточки с изображением птиц: курица, утка и воробей, а другим детям, деток этих птиц: цыплят, утят и птенцов. Каждая птица и ее ребенок имеют свой определенный голос, сейчас я вам это продемонстрирую. (Педагог проигрывает на фортепиано несколько раз «голоса птиц» пока дети не запомнят и не проговорят, какой птице, соответствует определенный звук. Каждому голосу соответствует одна нота: утка – «до» большой октавы, утенок - «до» малой октавы, курица - «до» первой октавы, цыпленок – до второй октавы, воробей – «до» третьей октавы, птенец – «до» четвертой октавы. М.р.: Сейчас я раздам карточки детям, и как только ребенок услышит «голос» своей птицы, он должен будет встать на ноги. Попробуем? Дети: Да! Проводится музыкально-дидактическая игра « Где мои детки?». Игра проводится 2-3 раза, в зависимости от желания детей. М.р.: Молодцы дети! Я очень довольна вашей работой. Напомните и покажите мне, пожалуйста, то, как мы с вами должны сидеть на музыкальном занятии. (Дети демонстрируют «правильную» посадку: выпрямленная спина, упертые в пол ноги, руки, лежащие на коленях.) М.р.: Ребята, наше с вами занятие подходит к концу, но мы с вами, что-то еще не сделали, подскажите что? Дети: Да, мы не станцевали танец «Аист на крыше». М.р.: Ребята, я предлагаю вам пройти на ковер, занять свои места для исполнения танца, предупреждаю вас, что во время исполнения танца, мы должны стараться выполнять движения в соответствии с музыкой, выполнять движения синхронно и держать спину ровной. Исполняется танец « Аист на крыше» (аудиозапись «Аист на крыше» муз. Д. Тухманова сл. А. Поперечного) (Педагог вместе с детьми вспоминает основные движения танца. Танец повторяется 3-4 раза, в зависимости от качества исполнения танца детьми.) М.р.: Спасибо, дети, предлагаю занять места на своих стульях. (Педагог напоминает детям о посадке: выпрямленная спина, упертые в пол ноги, руки, лежащие на коленях.) Ребята, подскажите мне, чем мы сегодня занимались с вами на занятии? Дети: слушали пьесу Л. Бетховена « Весело-грустно», играли пьесу « Весело-грустно» на воображаемом синтезаторе, учились находить музыкально-ритмические движения под музыку, пели песню « Мой папа», играли в музыкально-дидактическую игру « Где мои детки?», и танцевали танец « Аист на крыше». М.р.: Все правильно, дети! Я очень довольна вашей работой, вы сегодня были настоящими артистами. До свидания, до новых встреч! Дети: До свидания! Под музыку « Улыбка» В. Шаинского дети и воспитатель покидают музыкальную группу.
| |
Просмотров: 598 | |
Всего комментариев: 0 | |